Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава РСФСР от 12.12.1988 N 321
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
от 7 мая 1980 г. N 269
О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РСФСР
ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ
Приложение N 1
к Приказу Министерства
здравоохранения РСФСР
от 7 мая 1980 г. N 269
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕЖУРНОМ АДМИНИСТРАТОРЕ АПТЕЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
I. Общая часть
1. Дежурным администратором аптечного учреждения может быть заведующий аптечным учреждением, отделом и их заместители.
2. Дежурный администратор назначается приказом руководителя по учреждению.
3. Время работы дежурного администратора устанавливается согласно специальному графику.
4. Рабочее место дежурного администратора организуется в торговом зале аптечного учреждения или в одном из его помещений, доступном для посетителей.
5. В торговом зале аптечного учреждения помещается объявление с указанием фамилии, имени и отчества дежурного администратора и места его нахождения.
6. Дежурный администратор руководствуется в своей работе настоящим Положением, приказами и инструктивно-методическими материалами Министерства здравоохранения СССР, РСФСР, Главного аптечного управления.
7. Дежурный администратор аптечного учреждения должен иметь:
7.1. Списки отсутствующих лекарственных препаратов в аптечных учреждениях, на аптечном складе.
7.2. Сведения о наличии лекарственных средств в других аптеках.
7.3. Списки синонимов и фармакоаналогов препаратов, временно отсутствующих в аптечной сети.
7.4. Списки препаратов, снятых с производства и исключенных из номенклатуры лекарственных средств.
7.5. Перспективы снабжения лекарственными препаратами.
7.6. Материалы по срокам годности лекарственных средств и их применению.
7.7. Адреса и телефоны лечебно-профилактических учреждений, справочных бюро, аптек (в т.ч. дежурных).
II. Задача дежурного администратора
1. Обеспечить организацию четкой работы всех участков аптечного учреждения по качественному, своевременному и безотказному лекарственному обеспечению населения.
III. Права и обязанности дежурного администратора
аптечного учреждения
Для выполнения основной задачи дежурный администратор обязан:
1. Контролировать соблюдение работниками аптечного учреждения правил работы хозрасчетной аптеки по обслуживанию населения.
2. Проверять обеспеченность сотрудников на каждый день сведениями об отсутствующих лекарственных препаратах по отделам данной аптеки и наличии их в других аптеках.
3. Поддерживать постоянную связь со справочными бюро аптек города, врачами прикрепленных лечебно-профилактических учреждений, аптеками района (города).
4. Принимать меры к безотказному лекарственному обеспечению больных.
5. Следить за соблюдением сроков изготовления лекарств, обращая особое внимание на своевременное изготовление лекарств детям, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
6. Принимать меры по оперативному обслуживанию населения, не допуская очередей в кассы и отделы аптеки. В часы "пик" находиться в торговом зале аптечного учреждения, консультируя больных по вопросам лекарственного обеспечения.
7. Обеспечивать первоочередное и безотказное обслуживание лекарствами инвалидов и участников Великой Отечественной войны, детей первого года жизни.
8. Следить за санитарным состоянием торгового зала аптеки.
9. Контролировать соблюдение режима работы учреждения, своевременность сдачи выручки, передачи аптеки под охрану.
10. Обеспечить пожарную безопасность аптечного учреждения.
11. Докладывать руководителю аптечного учреждения в устной форме о результатах дежурства за каждую смену.
12. Обращение посетителей отражать в журнале согласно прилагаемой форме.
Дежурный администратор имеет право:
1. Обращаться по вопросам лекарственного обеспечения населения в любой отдел аптеки, в другую аптеку и аптечное управление, обращая особое внимание на обеспечение инвалидов и участников Великой Отечественной войны, детей, персональных пенсионеров, хронических больных.
2. Для обеспечения посетителей лекарствами, поступающими в ограниченном количестве, в случае необходимости, пользоваться резервом лекарственных препаратов, создаваемым в аптеках для хронических больных, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
3. Согласовывать с врачами вопросы замены временно отсутствующих препаратов аналогами.
4. В отсутствие заведующего аптекой, при необходимости, распределять работу между аптечными работниками.
Начальник
Главного аптечного управления
А.Д.АПАЗОВ


ФОРМА
ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛА ДЕЖУРНЫМ АДМИНИСТРАТОРОМ АПТЕКИ
----T---T--------T--------T------T------T------T------------------T-----T-----T---¬
¦ N ¦Да-¦ Ф.И.О. ¦Домашний¦Наиме-¦Откуда¦Ф.И.О.¦Принятые меры по ¦Дата ¦Под- ¦ ¦
¦п/п¦та ¦больного¦адрес и ¦нова- ¦посту-¦врача,¦лекарственному ¦обес-¦пись ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦телефон ¦ние ¦пил ¦выпи- ¦обеспечению боль- ¦пече-¦адми-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦препа-¦рецепт¦савше-¦ных ¦ния ¦нист-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦рата ¦ ¦го ре-+-----T-----T------+боль-¦рато-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦цепт ¦через¦через¦замена¦ного ¦ра, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦апте-¦ЦРА, ¦фарма-¦ле- ¦вы- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ку ¦МРК, ¦коана-¦кар- ¦дав- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(ука-¦АПУ ¦логом ¦ством¦шего ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зать ¦(ука-¦по со-¦ ¦ле- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦номер¦зать)¦гласо-¦ ¦кар- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦апте-¦ ¦ванию ¦ ¦ство ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки) ¦ ¦с вра-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чом ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---+--------+--------+------+------+------+-----+-----+------+-----+-----+---+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ ¦
L---+---+--------+--------+------+------+------+-----+-----+------+-----+-----+----


Приложение N 2
к Приказу Министерства
здравоохранения РСФСР
от 7 мая 1980 г. N 269
ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И АНАЛИЗА ОТКАЗОВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ
СРЕДСТВ В АПТЕЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В целях упорядочения регистрации отказов в отпуске медикаментов и изделий медицинского назначения из аптечных учреждений и принятия мер по их устранению учет отказов и дефектуры ведется по формам:
I. Форма журнала учета ежедневных отказов
---------T---T---------------T---------------T-------------------¬
¦ Дата ¦ N ¦ Наименование ¦ Отказано ¦ Принятые меры ¦
¦ ¦п/п¦ +-------T-------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ по ¦ без ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦рецепту¦рецепта¦ ¦
+--------+---+---------------+-------+-------+-------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+--------+---+---------------+-------+-------+-------------------+
¦Пример ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦02.06.79¦1. ¦Аллохол табл. ¦1, 2, ¦1, 2 и ¦Направлен в аптеку ¦
¦ ¦ ¦ ¦3, 4, 5¦т.д. ¦N ____ на гаранти- ¦
¦ ¦ ¦ ¦и т.д. ¦ ¦рованное обеспече- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ние ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2. ¦Випросал мазь ¦ ¦1, 2 ¦А-15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦3. ¦Изоптин ¦1/7 ¦ ¦Взят на обеспечение¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦02.06.79 ¦
L--------+---+---------------+-------+-------+--------------------
1. Журнал ведется в каждом отделе аптеки, а также в филиалах аптек, киосках, аптечных магазинах, магазинах "Оптика", в аптечных пунктах. Заполняется работниками, непосредственно обслуживающими население в момент обращения.
2. В графах 4, 5 проставляется количество обращений по каждому препарату с нарастающим итогом.
В целях изучения, какой поликлиникой чаще всего выписываются препараты, отсутствующие в аптеке, заполнение графы 4 можно производить дробным числом, где числитель - порядковый номер отказа, знаменатель - N поликлиники, откуда поступил рецепт.
3. В графе "Принятые меры" указывается:
а) N аптеки, куда направлен посетитель за получением необходимого лекарства (при наличии гарантированных сведений о наличии препаратов в других аптеках города);
б) аналог, согласованный с лечащим врачом для замены выписанного в рецепте лекарства и отпущенный посетителю.
4. Направление граждан в другую аптеку производится только в случаях гарантированного обеспечения больного необходимыми лекарственными средствами.
5. По окончании смены работник, проводивший регистрацию отказов, удостоверяет записи личной подписью.
6. Ежедневно ответственный из числа руководства за медснабжение аптеки знакомится с содержанием записей, проводит анализ с принятием мер по сокращению отказов в соответствии с Инструкцией Приказа Министерства здравоохранения СССР от 31.08.79 N 909-ДСП.
II. Форма сигнального журнала для составления заказа
----T-------------------T----T---------T----T---------T----------¬
¦ N ¦ Наименование ¦Дата¦Дата пос-¦Дата¦Дата пос-¦Примечание¦
¦п/п¦ отсутствующего ¦ ¦тупления ¦ ¦тупления ¦ ¦
¦ ¦ препарата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+---------+----+---------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
L---+-------------------+----+---------+----+---------+-----------
1. Журнал ведется материально ответственным лицом, отвечающим за медснабжение отдела, или лицом, на то уполномоченным. Записи ведутся по алфавиту.
2. Заполнение графы 2 производится в момент полного использования текущего заказа лекарственных средств.
3. Учету подлежат все медикаменты и изделия медицинского назначения аптечной номенклатуры, отсутствующие в аптеке.
4. При поступлении отсутствующих препаратов заполняется графа 4.
Представители аптекоуправления при проведении обследований аптечных учреждений по вопросам лекарственного обеспечения обязаны проводить регистрацию отказов населению медикаментов и изделий медицинского назначения методом сплошной проверки в течение рабочей смены, привлекая для этих целей студентов фармацевтических институтов (факультетов), учащихся медицинских и фармацевтических училищ, медицинских работников. На основании проведенной проверки - анализ по форме (см. Приложение).
Одновременно следует проводить анализ записей в журналах ежедневных отказов и учета дефектуры, классифицируя по степени обоснованности (отказы склада, в т.ч. необоснованные, не заявлено аптекой, заявлено ниже реальной потребности, вследствие недостаточной связи с врачами, отказы при наличии в аптеке и т.д.).
В случае выявления необоснованных отказов к виновным принимать самые строгие меры наказания.
Начальник
Главного аптечного управления
А.Д.АПАЗОВ


Приложение
к Приложению N 2
Приказа Минздрава РСФСР
от 7 мая 1980 г. N 269
------T--------------T---------------------------------------------------------¬
¦Коли-¦ Отказано ¦ В том числе ¦
¦чест-+------T-------+--------T--------T---------T---------T---------T---------+
¦во ¦по ре-¦без ре-¦при на- ¦при на- ¦ фонды ¦по причи-¦препара- ¦не пос- ¦
¦обра-¦цепту ¦цепта ¦личии ¦личии на¦ АПУ, ¦не нерав-¦ты, не ¦туп. по ¦
¦щений+----T-+----T--+препара-¦складе ¦выделен. ¦номерн. ¦вырабат. ¦импорту ¦
¦ ¦кол-¦%¦кол-¦% ¦та в ап-¦ ¦ 100% ¦поставки ¦пром. ¦ ¦
¦ ¦во ¦ ¦во ¦ ¦теке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------T-+------T-+------T--+------T--+------T--+------T--+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кол-во¦%¦кол-во¦%¦кол-во¦% ¦кол-во¦% ¦кол-во¦% ¦кол-во¦% ¦
+-----+----+-+----+--+------+-+------+-+------+--+------+--+------+--+------+--+
¦ 1 ¦ 2 ¦3¦ 4 ¦5 ¦ 6 ¦7¦ 8 ¦9¦ 10 ¦11¦ 12 ¦13¦ 14 ¦15¦ 16 ¦17¦
L-----+----+-+----+--+------+-+------+-+------+--+------+--+------+--+------+---